Публикации

Проблемы классификации инфокоммуникационных услуг

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

За последние два десятилетия, отрасль «Связь» претерпела значительные изменения практически во всех аспектах. Внедрение новых управленческих, производственных и рыночных технологий, стало неотъемлемой частью деятельности практически всех инфокоммуникационных компаний. Благодаря «Интернет», разрушены межгосударственные барьеры. Многократно увеличился объём потребляемой информации, необходимой для формирования управленческих решений. И как результат этих процессов, появилось множество новых терминов и определений которые не имеют однозначного толкования.

 

Достаточно сложной задачей является коммуникативная настройка понимания формулировок, характеризующих группы продуктов (услуг). Наиболее часто используемые  названия, с которыми мы сталкиваемся:

• Базовые услуги

• VAS – услуги

• Дополнительные услуги

• Традиционные услуги

• Современные услуги

• Новые услуги

 

Что это означает, и каким образом обеспечить правильное представление, о чём идёт речь. Специализированные толковые словари и другие нормативные документы не содержат соответствующих пояснений. Нет отражения этих понятий и в «Законе о связи». Попробуем внести некоторую ясность по каждому из определений.

 

«КТО ЕСТЬ, WHO?»

 

Базовые услуги

 

«Базовые (основные) услуги – услуги, определённые основным назначением службы» - такое определение приводит С.П. Соловьёв. Иными словами к базовым услугам относятся услуги, которые определяют основную деятельность оператора, и являются основой для формирования дополнительных услуг. Для телекоммуникационных компаний это:

• телефонная связь (местная, внутризоновая, междугородная, международная);

• мобильная связь (конечно, в случае, если она есть)

• доступ к сети передачи данных;

• телематические услуги;

• IPTV;

• услуги (РТВ, РФ, Телеграф, КТВ и т.д.).

 

Но существует также группа дополнительных услуг, которые также выполняют функцию «базовых» т.к. служат основой для предоставления дополнительных услуг более низкого уровня. К этой группе можно отнести, например, мобильные приложения, как SMS, MMS, мобильное ТВ которые являются базовыми (несущими) по отношению к услугам  другого уровня (контент услуги), но при этом не являются  базовыми (основными) услугами.

 

Таким образом, базовые услуги, можно разделить не две группы. Базовые  (основные)  услуги, определяющие основную деятельность компании, и базовые (дополнительные) услуги – не основные, но при этом являющиеся платформой для формирования услуг с добавленной стоимостью (VAS - услуг), дополнительных услуг.

 

VAS-услуги

 

VAS-услуги - это услуги с добавленной стоимостью. К этой группе относятся все услуги, предоставляемые на платформе базовых услуг и не являющимися таковыми.

 

Дополнительные услуги

 

Дополнительные услуги можно приравнять к понятию VAS-услуги.

 

Традиционные услуги

 

Словосочетание «традиционные услуги» часто встречается как в официальных документах, так и во всевозможных описаниях, анализах, корпоративных документах, интервью, статьях и при обмене мнениями.

 

«Традиционные услуги» - здесь надо, по-видимому, трактовать как услуги, основанные на традициях. Тогда между понятиями «телекоммуникационные услуги» и «традиционные услуги» можно поставить знак равенства. И соответственно к группе «не традиционных услуг» следует отнести все не телекоммуникационные, сопутствующие услуги, которые оказывают предприятия связи. Например: получение платежей за коммунальные услуги, продажа авиа \ж.д. билетов, услуги контакт (call)-центра  и т.д.

 

Можно также предположить, что главным тезисом в данном случае выступает фактор времени. И что на протяжении многих десятилетий предприятия связи оказывали (и оказывают сегодня) услуги телеграфа и фиксированной телефонии, и что именно они являются традиционными. Рассмотрев проблему более внимательно можно отнести к этой группе услуги телерадиовещания, услуги радиофикации, представление в аренду сетевых ресурсов и почтовой связи. Все услуги, не относящиеся к этому перечню, соответственно являются нетрадиционными (например: мобильная связь, IPTV, ШПД и т.д.).

 

Могут, наверное, быть и другие определения традиционных услуг, которые также  не лишены логики. Но все эти подходы  не дают чёткого единого понимания, что, же это такое «традиционные услуги». Соответственно применение этой формулировки, без сопровождающих пояснений, нежелательно.

 

Современные услуги

 

Понятие «современные услуги», также может иметь неоднозначное толкование. Современные услуги надо, по-видимому, связать с понятием «современность». В словаре С.И. Ожегова  это понятие истолковано следующим образом: «современность - это действительность в ее настоящем непосредственном состоянии, то, что происходит, существует сейчас». Отсюда следует, что «современные  услуги», это услуги которые соответствуют сегодняшнему времени. Иными словами, это все телекоммуникационные услуги, которые сегодня есть на рынке. Но насколько это верно?

 

Возможно, следует сделать уточнение, и сказать что «современные услуги»,  это все телекоммуникационные услуги, за минусом «традиционные услуги». И это утверждение тоже имеет право на существование, но вот только и с «традиционными…» тоже нет ясности.

 

Может, имеется ввиду, что это услуги, которые соответствуют определённому периоду или поколению. Но опять возникает вопрос, – какому? Можно ещё поразмышлять на тему «современности», но смысла в этом особого нет. Формулировку «современные услуги» желательно применять только в совокупности с уточняющим пояснением.  Как имя собственное использовать не рекомендуется.

 

Новые услуги

 

Словосочетание «новые услуги» или «новые продукты», в последнее время в инфокоммуникациях применяется повсеместно. Сегодня существует ряд документов (например, в группе компаний ОАО «Связьинвест»), которые в том или ином виде содержат понятие «новые услуги» или близкое ему по смыслу:

• Классификатор инвестиционных проектов, раздел «Новые услуги и прочие услуги помимо традиционной телефонии».

• Электронная модель к Программе развития, раздел «Современные услуги» .

• Отчет по динамике объемов новых услуг, который формирует коммерческими подразделениями.

 

В бюджете (тех же Компаний) показателя «новые услуги» нет. Иногда по инерции «новыми услугами» называют раздел «Доходы от услуг Интернет и услуг передачи данных». Нет теперь такого раздела и в форме статотчетности  № 65 «Сведения о доходах от услуг связи», в которой ранее подобный раздел присутствовал.  В других формах государственной статотчётности раздела «новые услуги" также более не существует.

 

Таким образом, при любом применении термина «новые услуги»  конфликта в понятиях с официальными органами не предполагается. Это создаёт благодатную почву для много вариантности толкования, что создаёт определённые сложности в общении.

 

Для решения проблемы проведём аналогию. Что является новым товаром, например автомобиль?  Мы приходим в салон и приобретаем новый автомобиль. До момента покупки он обладает всеми признаками новизны. Но вот мы его купили и сразу, же перегоняем его для перепродажи в рядом стоящий другой салон. О чудо, у нас его не покупают как новый! Автомобиль уже является товаром, «бывший в употреблении», хотя мы его не эксплуатировали. Таким образом, можно сделать вывод, что после свершения сделки купли продажи автомобиль не может быть отнесён к группе «новые продукты». И что акт передачи товара от продавца к покупателю является «рубежом» перехода из одного состояния в другое.

 

Другая точка зрения может быть основана на следующем факте. Автомобиль когда-то новой марки или модификации, стоит в салоне год или два. Это новый автомобиль? Для покупателя, который понятие «новый» связывает, с «нулевой пробег», или «первый покупатель», конечно же новый. С точки зрения взаимодействия «рынок – продукт»  его уже проблематично отнести к новым товарам. Таким образом, мы сталкиваемся с относительностью понятий. И соответственно с целью достижения однозначного понимания, что такое новый продукт, необходимо обозначить границы или систему координат, в пределах которых это определение действует.

 

Учитывая, что в телекоммуникационной отрасли процесс производства и потребления происходит одновременно, как вариант, можно обусловиться, что: «Новыми услугами являются любые услуги конкретного оператора  или  сервис- провайдера, находящиеся в состоянии планирования и разработки до момента вывода их на рынок (точка перехода в другую фазу например,- приказ генерального директора о вводе продукта)». После ввода услуги на рынок она переходит в другую группу продуктов/услуг, либо в «базовую»; либо в «VAS»; либо – в какую угодно, но только уже не может относится к группе  «новые».

 

При этом, новые услуги по сложности реализации (разработки, инсталляции и выведения на рынок) можно условно разделить на три группы:

• Существенное изменение (расширение) сетевой инфраструктуры NGN, Ip TV, ШПД и т.д.;

• Несущественное изменение сетевой инфраструктуры - динамические пакеты, интеллектуальные услуги , услуги на базе SMS\MMS и т.д.

• Без изменения сетевой инфраструктуры, но наличие изменение организационных или  экономических признаков существующих продуктов (тарифы, торговые марки) - статические пакеты, новые тарифные планы и т.д.

 

РЕЗЮМЕ

 

Таким образом, формулировки «традиционные услуги» и «современные услуги» рекомендуется, как имя собственное не употреблять. И если такая необходимость всё таки имеется, то следует делать соответствующие развёрнутые пояснения, что конкретно имеется ввиду.

 

«Базовые услуги» – следует разделить на две группы. базовые (основные) услуги, услуги основной деятельности и базовые (дополнительные) услуги,  которые, являются основой для формирования услуг с добавленной стоимостью, но при этом основными не являются.

 

«VAS-услуги» и «дополнительные услуги» следует объединить как понятие  и применять или то, или другое наименование, либо вместе одно из них заключая в скобки. Смысл при этом не искажается.

 

И наконец, «новые услуги», это услуги которые находятся в состоянии планирования и разработки и переходят в другую формацию, как только выводятся на рынок.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Приведенный вариант  классификации не является единственной и автор  не претендуют на однозначность суждения. Цель этой статьи обозначить проблему отсутствия единой языковой базы, и наметить пути её решения. Она очень специфична и не  всегда ощущается как проблема. Но она, проблема,  есть и лучше, если принять единый отраслевой глоссарий. Тогда будет проще заключать договоры с клиентами, транслировать информацию вовне – акционерам, инвесторам, кредиторам. Формировать бюджетно-инвестиционные планы, разрабатывать тарифы и вести раздельный учёт затрат. Это поможет также систематизировать формулирование лицензионных приложений. И наконец, будет возможно просто общаться на основе абсолютного взаимопонимания внутри компании.

 

БЛАГОДАРНОСТЬ

 

Автор выражает признательность и искреннюю благодарность соавторскому коллективу Марии Останиной и Натальи Щербининой за активное содействие в проработке исходного материала и участие в обсуждении сути проблемы. Именно благодаря этому сформировалось представление о содержании и порядка изложения материала, который представлен в данной статье.

Сергей Микуленков

Все статьи

+7 495 125 20 36