Публикации

Свободу интернет-провайдеру

Вхождение Интернет-провайдеров в многоквартирный дом с целью поставки телекоммуникационных услуг своим клиентам, жителям этого дома, не всегда находит поддержку со стороны управляющих компаний и ТСЖ. Разрешение этих бесконечных конфликтов предполагалось произвести через поправки в Жилищном Кодексе, позволяющие интернет-провайдерам заводить кабель в дом на основании одного лишь соглашения с абонентом (http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/258609/pustite_pod_kryshu).

 

Цель благая, но поможет ли решению вопроса такой подход. В Жилищном Кодексе этих поправок до сих пор нет, возможно, они так и не были приняты. Но даже если приняты, или будут приняты в ближайшем будущем, то это не поможет наведению баланса справедливости. И, наоборот, с большой уверенностью можно предположить, что усилит предпосылки создания определенного хаоса.

 

Конечно, плохо, что управляющие компании или ТСЖ препятствуют вхождению в дом и зачастую, таким образом, поддерживают «карманных» провайдеров. Но это нарушение Федеральных Законов “о Связи и “О Защите прав конкуренции”. Они это делать не вправе, то есть закон, регулирующий соответствующие правоотношения уже существуют, но не работает. По-видимому, этого недостаточно и возможно, что изменения в Жилищный Кодекс будут ключевым инструментом, устраняющим препятствие на пути сближения интернет-провайдера и клиента.

 

Действительно абсурд, если доступ к инфраструктуре дома зависит от 2/3 голосов собственников жилья. Система принятия решения по созданию сетей доступа должна регулироваться определенными требованиями, но не мнением квалифицированного большинства собственников жилья, определяющим «казнить или помиловать».  Инфраструктура дома, казалось бы, должна быть по умолчанию, открыта для организации предоставления столь важного сервиса.

 

И вот тут есть скрытая проблема, которую мы получаем как побочный эффект от поправок в ЖК. Какой должна быть инфраструктура, которая будет способна выдержать “натиск” всех желающих провайдеров войти в дом, если ситуация будет неуправляемой. Заключил провайдер соглашение с абонентом и вперед, мало того есть возможность предоставить доступ не одному абоненту, а охватить всех жителей дома. И так желание любого оператора - это закон, но…

 

Вопрос экономический. «Отобьются» ли инвестиции, если в доме уже есть десяток – другой провайдеров, и они продолжают пребывать? Ведь заградительных барьеров больше нет, и неминуемо начинает снижаться цена услуг. И в чем проблема, ведь для потребителя, это хорошо. До определенного значения - да. Но это может привести к разрушению рынка, налицо классическая «петля смерти», и конкуренция поедает сама себя. Результат, как минимум, сдерживание в развитии.

 

Вопрос технический - инфраструктура дома ограничена. Кабельные каналы и площади помещения для установки узлов доступа в конечном итоге заканчиваются. При этом провайдеры продолжают “входить” в дом, обеспечивая доступ с нарушениями, что незамедлительно отражается на качестве сервиса. А дом превращается в нечто паутинообразное, обеспечивающее скопление грязи и провоцирующее порчу общего имущества.

 

Как хорошо было раньше. Такая проблема о доступе к клиенту не могла даже присниться. Да и оператор был всего лишь один на один населенный пункт. И мечта любого ТСЖ, (которых, кстати, тоже не было), затащить этого провайдера (в то время телефонного) в дом, без условий, а наоборот с поклоном. Дом каблировали при строительстве и все сети передавали на обслуживание предприятию связи. А если и приходилось вкладывать свои средства, то рисков возвратности практически не было. В таком укладе было плохо только одно - тотальный дефицит услуг.

 

Но было все-таки и рациональное звено. “Хозяин” и в большинстве случаев он же инвестор был один. А что если и сейчас задаться целью, сохранить такой принцип, но при этом обеспечить поддержку конкуренции. На первый взгляд это попытка совместить два взаимно исключающих подхода. Но с другой стороны, почему нет? И кстати это идея не нова, в том или ином виде она декларируется, обсуждается и проявляется, но целостного механизма её реализации пока нет.

 

Итак, возможный вариант развития событий. Создается институт “уполномоченных” операторов. В их обязанность входит создание последней мили, которая теперь уже должна представлять собой некую опорную локальную сеть, способную коммутировать сети провайдеров с клиентами, обеспечивать обслуживание/администрирование этой сети и предоставлять доступ всем желающим провайдерам только на основании соглашения с клиентом. Возврат инвестиций производится за счет предоставления сервиса либо клиентам непосредственно, либо альтернативным провайдерам. Риски альтернативных операторов снижаются из-за исключения потребности в инвестициях.

 

Представляю реакцию рынка на такое предложение. Уполномоченные операторы (точнее претенденты) потирают руки и говорят, это правильно, но втайне, отнюдь не желают делиться правом доступа с кем бы то ни было. Альтернативные операторы осознают, что доступ к клиенту без инвестиций это мечта, но не реализуемая из-за сложностей (не перечисляю даже каких) с уполномоченными операторами.

 

Все, однако, решаемо. Нужен специальный пакет законов и механизм его реализации. Вот где поле для законотворчества: это регламент предоставления не дискриминационного доступа, это введение регулируемых тарифов, это лицензирование уполномоченных провайдеров, это обновленные строительные нормы и правила для гражданских сооружений в части телекоммуникационных сетей, это ответственность за непредставление доступа и т.д. Но это никак не поправки только в ЖК, которые будут игнорироваться со ссылкой на техническую возможность, или созданием ценовых барьеров.

 

От реализации такого подхода* выиграют как пользователи, так поставщики услуг. Право существования на рынке определяется только лояльностью клиентов. А Управляющие компании и ТСЖ не будут «регуляторами» рынка и обеспечат сохранность и правильное использование общего имущества.

 

Примечание автора:

* Такие примеры в международной практике есть. Это работает, например, в Великобритании, где уполномоченным оператором является British Telecom. Для реализации закона “LLU” (закона о не дискриминационном доступе) создано специализированное подразделение (бизнес- единица) “Openreach”, которое и обеспечивает взаимодействие с клиентами – провайдерами услуг.

Сергей Микуленков

Все статьи

+7 495 125 20 36